?

Log in

No account? Create an account

2 года Unigine v0.3

« previous entry | next entry »
May. 6th, 2007 | 12:00 am

2 года назад, 4 мая 2005 года, вышел первый коммерческий релиз нашей технологии Unigine, за номером v0.3. Несмотря на прошедшее с того момента время, я до сих пор с содроганием вспоминаю последний месяц кранча перед выпуском...

Как все начиналось: Frustum ушел с работы и начал в январе 2004 писать свой 3D движок, аккумулировав свои наработки за несколько лет (более 50 технодемок + опыт работы в одной VR компании), потому что в NVIDIA на работу устроиться не удалось - они бы рады были взять, но надо было переезжать в Америку. Мы с моей сестрой Женей до этого сделали ему сайт и помогали в его поддержке (в основном - переводами), этим и ограничивалось наше знакомство с миром геймдева и VR. Этим же составом (втроем) мы до этого сделали open source проект mail@web, ну и вообще давно сработались по другим совместным затеям.
За 2004 год Frustum'у пару раз предлагали продать полностью движок, почуяв перспективность технологии...

К концу 2004 года я тоже уволился с работы и решил участвовать в стипендиальной программе British Chevening, чтобы учиться менеджменту в Великобритании. Мои документы и эссе прошли первый тур отбора, меня пригласили приехать на собеседование в Красноярск, по результатам которого решалось, дадут мне стипендию или нет. Уже была договоренность с двумя вузами в Англии, которые рады были бы принять меня, если я получу эту стипендию; я готовился к сдаче IELTS, у меня были билеты на руках, все шло нормально, но... Но тут ко мне подошел грустный Frustum, наблюдавший все эти мои сборы, и сказал, что уже пришло время ставить движок на коммерческие рельсы (мы давно уже говорили с ним о том, что надо бы запускать такой проект), без меня ему одному это не потянуть, а ждать год, пока я буду учиться на туманном Альбионе, было нереально...

Как и в любой другой поворотной точке моей жизни, выбор был очень мучительным. В конце концов я принял решение, буквально за несколько дней до собеседования написал в отборочную комиссию, чтобы меня не ждали, и сдал билеты. Этого моего решения тогда не понял никто, кроме Фрустума...

Итак, мы с головой окунулись в новую затею (в ходе мозгового штурма мы с Frustum'ом сгенерировали более 70 вариантов названий, из которых выбрали одно - Unigine)... Саня кодил, как заведенный, и параллельно создавал шедевры programmer's art, Женя разрабатывала фирменный стиль, дизайн сайта и скин к GUI, Antoinesco (присоединившийся к нам на добровольных началах моделер из Бельгии) делал контент для демок, я решал организационно-координационные вопросы, создавал сайт и занимался документацией (в процессе ее создания пришлось экстренно въезжать во все эти новые 3D технологии). Ближе к релизу мне удалось привлечь к созданию демки paralyzah (талантливого d'n'b музыканта и диджея), который написал саундтрек.

Зима-весна 2005 года проходили под лозунгом "все уже почти готово, осталось пару дней до релиза", несколько месяцев подряд. В общем, правило 90-90 в действии: "Первые 90% кода отнимают 90% времени разработки. Оставшиеся 10% кода отнимают вторые 90% времени"... Вкалывали все, как проклятые, рабочий день был организован по принципу "проснулся - к станку, засыпать на клавиатуре". Последний месяц я вообще не хочу вспоминать, особенно весело было в ночь с 4ого на 5ое мая: завершив и худо-бедно оттестировав демку, народ отключился отсыпаться, а я остался в ночь размещать на сайте все промо-материалы и объявления о выпуске. Утром, с квадратной головой, написал пресс-релиз "встречайте, Unigine v0.3!" и стал рассылать его по всей Сети...

Потом все закрутилось намного быстрее - первые клиенты, радости технической поддержки, работа над инструментарием, новые релизы, организация офиса, кадровые проблемы, новые демки, проектирование с учетом набитых шишек, радость от созерцания первых проектов на базе движка... И вот сейчас Unigine - это уже узнаваемое имя, новой версии нашего продукта с нетерпением ждут, codebase вырос более чем в 3 раза, к нам многие хотят попасть на работу, у нас самих накопился необходимый опыт. А два года назад была только распределенная команда из 5 человек и первый выстраданный релиз, Unigine v0.3...

UPD: Немного статистики по v0.3 выложил в нашем devlog.

Link | Leave a comment |

Comments {21}

Виктор Черкасов

(no subject)

from: n0xi0uzz
date: May. 5th, 2007 07:43 pm (UTC)
Link

Классно!

А можешь рассказать подробнее про организацию компании, офиса, кадровые проблемы и т.п. Насколько я понял, вы технари. Имелся ли ранее у вас опыт подобных вещей? Какие проблемы возникли? Как решали?

Reply | Thread

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 5th, 2007 07:50 pm (UTC)
Link

Когда-нибудь позже напишу и про это, когда более-менее в голове уляжется =)

Reply | Parent | Thread

Виктор Черкасов

(no subject)

from: n0xi0uzz
date: May. 5th, 2007 07:59 pm (UTC)
Link

Буду ждать :)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: shadtchnev
date: May. 5th, 2007 08:47 pm (UTC)
Link

Молодцы вы :) Хотя я тоже бы не одобрил, наверное, решение не ехать в Британию :)

Reply | Thread

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 6th, 2007 04:50 am (UTC)
Link

Надо было выбирать - или получать теоретические знания и упустить уникальный шанс, или заняться бизнесом на практике, при этом такой проект давно планировали запускать. Разумеется, пройти курс MBA было бы круто, но спустя два с лишним года понимаю, что на практике все порой совсем не так, как пишут в академических учебниках =)
А в Англии я еще побываю, обязательно.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: shadtchnev
date: May. 6th, 2007 06:53 am (UTC)
Link

Образование в Британии - это в предпоследнюю очередь знания. Обычно это воспринимается как прекрасная возможность поменять страну. Если ты с самого начала собирался возвращаться в Томск, то да, решение оправданное, потому что практика в твоем случае действительно важнее курса MBA. А в Англию приезжай, с удовольствием встречу :)

Reply | Parent | Thread

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 6th, 2007 08:58 am (UTC)
Link

По условиям чивнинга нельзя оставаться в Великобритании после окончания учебного курса (хотя некоторые забивают на это условие). Россия меня по ряду причин не устраивает (да практически всем не устраивает), но это родина, которую не выбирают 8(

Reply | Parent | Thread

Валерий Крылов

(no subject)

from: justy_tylor
date: May. 5th, 2007 09:19 pm (UTC)
Link

Ага, вы клёвые. Желаю дальнейшего развития и скорейшего выпуска тех проектов, на которых можно будет в деле заценить возможности вашего движка. Демонстрационный диск уже понравился. :)

Кстати, как разруливали ситуацию с финансами до появления денег от клиентов?

Reply | Thread

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 6th, 2007 04:55 am (UTC)
Link

Спасибо, мы стараемся оправдать надежды 8)

Ситуацию с финансами разруливали просто - нет денег, живем без денег. Тяжело это, что тут еще скажешь. Нам неоднократно предлагали инвестиции, но это путь к потере контроля над ситуацией, поэтому мы всегда расчитываем только на свои силы.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 6th, 2007 04:59 am (UTC)
Link

Спасибо %)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: zmifz
date: May. 6th, 2007 07:57 am (UTC)
Link

Интересно.
молодцы :)

Reply | Thread

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 6th, 2007 09:03 am (UTC)
Link

Стараемся =)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: neteraser
date: May. 6th, 2007 10:42 am (UTC)
Link

круто. но продавать таки лучше из Англии, чем из России. :)

Reply | Thread

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 6th, 2007 10:50 am (UTC)
Link

Место не имеет значения, важны только люди, с которыми работаешь.

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: liquidee
date: May. 6th, 2007 11:59 am (UTC)
Link

Молодцы, что сказать %)

Reply | Thread

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 6th, 2007 12:12 pm (UTC)
Link

Заходи уже в гости как-нибудь, как надумаешь =)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: liquidee
date: May. 8th, 2007 01:59 am (UTC)
Link

Может, на следующей неделе, в начале? %)

Reply | Parent | Thread

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 8th, 2007 03:37 am (UTC)
Link

Можно, в аське состыкуемся.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)

Ден Шергин

(no subject)

from: binstream
date: May. 9th, 2007 07:03 am (UTC)
Link

Можно, но не факт, что нужно %) Тяжелый путь, народ нужен крепкий.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)